Великий пост
Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева.
Святитель Иоанн Златоуст
Великий пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы, в нем всего 48 дней.
Четыредесятница — это сорок дней, которые Спаситель проводил в посте.
Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой, она установлена в память о последних земных днях Спасителя, Его страданиях, смерти и погребения.
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТ
Суть любых постов – это, в первую очередь, отказ от различного вида духовного или телесного зла. Постом человек воспитывает и укрепляет свою волю, он является напоминанием о необходимости совершать добрые дела.
Во время прохождения поста необходимо исключить любое зло и гнев, все греховные помыслы, которые находятся в человеке. В этот период нужно очистить свою память от злых воспоминаний, а язык – от сквернословия и лжи. Это очень тяжелая работа, но, если человек любит Бога, он справится с этим, и посту в этом деле уделяется серьезная роль.
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин
То есть, без работы над собой, без прощения и любви, даже самый строжайший пост называется другим словом – «диета».
Целью Великого поста является воспитание в себе двух важных качеств христианина – смирения и терпения. Во время подвига прохождения поста чаще всплывают в нашей памяти грехи, совершенные нами в жизни и это помогает нам вспомнить их, раскаятся, и очищенными подойти к празднику Светлого Воскресения Христова. Великий пост считается даром, который преподнес нам Спаситель, и нам, по примеру нашего Господа, надлежит больше уделять времени молитвам и чаще посещать богослужения.
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ДНЯМ
По Церковному Уставу питание в Великий пост должно подчиняться следующим правилам:
— в течение всего Великого поста полный запрет на употребление продуктов животного происхождения: мясных продуктов, яиц, молока и продуктов из него – сливочного масла, сыра, творога, сметаны и т.д. Если следовать строгому Великому посту, то из еды необходимо исключить рыбу;
— первая и последняя (Страстная седмица) недели — особенно строгий пост;
— принимать пищу можно один раз в день, в вечернее время; а по субботам и воскресеньям — два раза, днем и вечером;
— по понедельникам, средам и пятницам — холодная пища без масла;
— по вторникам и четвергам — горячая пища без масла;
— в субботы и воскресенья можно добавлять в пищу, растительное масло и виноградное вино (кроме дня субботы Страстной седмицы);
— Великая пятница – день вообще без пищи;
— рыбу можно есть только в Великий Церковный праздник Благовещения, если он не совпал с Страстной седмицей, и в Вербное воскресенье (Ваий).
ПИТАНИЕ ПО ДНЯМ ВЕЛИКОГО ПОСТА :
- 1-я седмица Великого поста:
- Понедельник — полное воздержание от пищи
- Вторник – cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Среда — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Четверг — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Пятница- cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Суббота — пища с растительным маслом
- Воскресенье — пища с растительным маслом
- 2,3,4,5-я седмица Великого поста:
- Понедельник — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Вторник – горячая пища без масла
- Среда — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Четверг — горячая пища без масла
- Пятница- cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Суббота — пища с растительным маслом
- Воскресенье — пища с растительным маслом
- 6-я седмица Великого поста (Ваий):
- Понедельник — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Вторник – горячая пища без масла
- Среда — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Четверг — горячая пища без масла
- Пятница- cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Суббота — разрешается рыбная икра
- Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье)- разрешается рыба
- Страстная седмица Великого поста:
- Понедельник — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Вторник – сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Среда — cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Четверг — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Пятница- полное воздержание от пищи
- Суббота — сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
- Воскресенье — Пасха. Светлое Воскресение Христово. Окончание поста.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Когда-то, в самом начале истории человечества, Бог запретил первым людям Адаму и Еве вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Это и был первый пост, который должны были пройти люди. Далее, в Ветхом Завете, можно встретить множество описаний того, как важные этапы своей жизни люди предваряли постом.
Например, пророк Моисей, который получил заповеди Божии на горе Синай, сорок дней соблюдал пост. Также, сорок дней пророк Илия молился Господу, не ел пищу и постился на пути к горе Божией Хорив. Иудеи, еще со времен Ветхого Завета, соблюдали пост во вторник и четверг каждой недели.
Иисус Христос, во время бесед с учениками, учил их о пользе ограничения в еде, а также говорил им о таинствах поста. Сам Спаситель, после Своего Крещения, сорок дней постился в пустыне и молился, этому примеру стали следовать потом и апостолы. Таким образом, пост стал одним из средств ко спасению и был заложен в основы христианской веры.
Но до того вида, в каком пост дошел до наших дней, он формировался целых две тысячи лет.
Пасхальный пост перед праздником у христиан 2-3 веков обычно проходил ночью перед праздником Воскресения. В конце 3 века он мог быть продолжительностью от 40 часов до нескольких дней. При этом продразумевался полный отказ от принятия еды, подобно тому, как это делал Иисус Христос.
Далее, до 5-го века, встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, это идет речь о посте перед обрядом Крещения, но тогда это таинство совершалось в пасхальную ночь, поэтому есть основания считать, что эти посты могли быть совмещены друг с другом.
Точные данные о 40-дневном пасхальном посте первый раз встречаются в трудах святого Афанасия Великого (373 г). В посланиях святой трактует пост, как аскетические приготовления к празднику Пасхи.
69-м Апостольским правилом было обозначено о необходимости для христиан соблюдать Великий пост в 40 дней, и к концу 9-го века во всех Церквях это правило начало соблюдаться неукоснительно. Но в разных местах традиции и правила прохождения поста все же были различными. Общее было то, что по воскресеньям пост прерывали.
В Риме, например, пост длился 3 недели с перерывами в субботы и воскресенья, а греческие христиане придерживались непрерывного поста в течение 6 недель.
Различия были не только в сроках, но и по качеству продуктов, разрешенных к употреблению.
Где-то не принимали никакую пищу животного происхождения, кому-то разрешалась к употреблению рыба, а кто-то употреблял даже птицу.
Степень строгости прохождения поста — также разная, кто-то в этот период питался только одними сухарями, такие аскетические подвиги встречаются и в настоящее время.