Россия не сможет диктовать условия по турецким проливам

0
472

Россия не сможет диктовать условия по турецким проливам

Россия не сможет диктовать условия по турецким проливам

 

Председатель комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий Гемпель заявил, что конвенция Монтре, которая регламентирует судоходство в черноморских проливах, должна быть пересмотрена. Так чиновник отреагировал на проникновение в Черное море боевых кораблей НАТО, которые проведут учения с Грузией и Украиной. И хотя в обеих палатах российского парламента от инициативы немедленно открестились, что грамотно и верно, но, как водится, остался политический осадок. Заявление крымского депутата прозвучало весьма неожиданно и несвоевременно по целому ряду причин. 

Конвенция Монтре от 1936 года определяет режим прохода через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. В соответствии с ней, торговые суда любых стран могут свободно следовать через них в мирное и в военное время. Для военных кораблей устанавливались многочисленные ограничения. Под положениями о проливах подписалось 10 государств и с тех пор их число изменилось лишь однажды, когда по Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от своих прав, вытекавших из соглашения.

И хотя многие положения Конвенции Монтре существенно устарели, в целом, за неимением лучшей альтернативы, документ продолжает действовать и ныне. Любой пересмотр Конвенции, либо замена её более актуальным договором, неизбежно приведёт лишь к усилению турецких позиций в ущерб всем остальным странам, включая и Россию.

Почему именно так? Здесь следует пояснить, что договор о проливах создавался в обстановке уникальной ситуации слабости Турции в межвоенный период, когда Анакара сумела отстоять свою национальную независимость, но всё ещё действовала с существенной оглядкой на соседей. Буквально через два года после подписания Конвенции Монтре эта относительная слабость закончилась, а турецкие власти пошли в наступление на юге, аннексировав Хатай, чему не смогли помешать ни сирийские арабы, ни французская администрация.

Современная Турция представляет собой куда более влиятельное государство со значительными экономическими и военными возможностями. Фактически Турецкая Республика сейчас сильнее, чем когда-либо с момента своего основания. А значит, именно Анкара продиктует условия на новых переговорах, если они состоятся в ближайшее время.

Впрочем, куда больше вероятность того, что вместо пересмотра статуса черноморских проливов Турция реализует давно задуманный план строительства отдельных судоходных каналов, которые не только разгрузят акваторию Стамбула, но и позволят избежать всех условностей, накладываемых в Конвенции. В таком случае, в Чёрное море, например, смогут проходить те корабли НАТО, которые сейчас облагаются ограничениями.

Именно по этой причине любые разговоры о пересмотре Конвенции выглядят, по меньшей мере, откровенным популизмом, играющим на руку турецким «стратегическим партнёрам». Критическая масса подобных заявлений с российской стороны может подтолкнуть Анкару к ускорению реализации проекта по постройке канала. В условиях же продолжающейся деградации международного права любое давление со стороны России в столь щекотливом вопросе выглядело бы крайне безответственно и неразумно.

Александр Збитнев