Какой церковный праздник сегодня, 10 марта, чтят православные христиане
В воскресенье, 10 марта, отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 10 марта
Масленица
7-й день
Сплошная седмица. Неделя перед Великим постом. Название праздника говорит о том, что в этот период можно употреблять в пищу молочную продукцию, яйца.
Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями – «на богатый урожай». Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Тарас Бессонный
Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского.
Чествование святителя Тарасия, патриарха Константинопольского. Вел суровую аскетическую жизнь. Управлял Церковью 22 года. Умер в 806 году.
Св. Тарасий, светоч Православия, родился в Константинополе в видной семье, члены которой обладали почетным титулом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невиновных, а от матери — великое благочестие. Окончив полный курс светского образования, он был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 г., в правление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политическими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.
В это время патриарх Павел IV (780-784), вернувшийся к Православию от иконоборчества, устрашился запутанной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и порекомендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить общение Константинопольской Церкви с другими патриархатами.
Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был подчиниться. Он, однако, выставил условие — немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. 25 декабря 784 г. он был рукоположен в архиепископа Константинополя.
Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви (ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее светом своих добродетелей: постом, долгими ночными бдениями, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение. Он одевался очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, проповедуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.
Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строились приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папирусных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священнические одежды, раздавал бедным обильную пищу.
Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них большой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.
Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей созвал великий Собор епископов в Константинополе, в церкви Святых Апостолов. Он должен был открыться в августе 786 г. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор перенесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сентября 787 г. Св. Тарасий председательствовал, мудро и авторитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.
Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слишком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: прп. Платона и его племянника прп. Феодора. Он радел также об искоренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так он защитил магистрата, который, украв государственные деньги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.
Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы жениться на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благословить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Разгневанный император приказал заключить Тарасия и никого к нему не пускать. Законную супругу Константин вынудил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать — на следующий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеплен и свергнут с трона.
Св. Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, примирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Иову, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во всяких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять народ укреплять возрожденную веру исполнением заповедей. Церковь наконец обрела мир с приходом императора Никифора I (802-811), и св. Тарасий завершил свое дело.
На двадцать второй год патриаршества его постигла тяжелая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох. Когда патриарх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обвинить его во мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом дала ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: Приклони, Господи, ухо Твое иуслыши мя (Пс 85, 1), его блаженная душа освободилась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чертоги, сопровождаемая стенаниями всего города. Св. Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля 806 г. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произошло множество чудес.
В 820 г. император Лев Армянин, пять лет поддерживавший иконоборцев и жестоко преследовавший православных, увидел во сне суровый лик св. Тарасия, который приказывал некоему Михаилу пронзить императора мечом. И действительно, через шесть дней Лев был убит Михаилом Травлом, который захватил власть.